Организационно-педагогическое и методическое обеспечение работы преподавателя физической культуры с обучающимися, имеющими инвалидность или отклонения в состоянии здоровья

Программа по физической культуре остаётся неизменной, за исключением изучения тех видов физических упражнений и контрольных тестов, которые не рекомендуется проводить по медицинским показателям.

Непременными условиями при проведении занятий с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, является педагогический контроль.

Преподаватель физической культуры должен знать состояние ребенка, опираясь на медицинские документы предоставленные родителями или законными представителями обучающегося, уровень его физической подготовленности, определяемый при помощи двигательных тестов. Строить работу с учетом ограничений, накладываемых конкретным заболеванием,  рекомендуемых оздоровительных упражнений и материалом учебной программы.

Ведущий принцип в работе с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья - дифференцированный подход, дозирование нагрузкой с учетом индивидуальных особенностей. Преподаватель должен следить за интенсивностью даваемых нагрузок и не допускать появления признаков утомления (потоотделения, покраснение кожи т.д.). Используемые нагрузки должны вызывать чувство принятой усталости.

Немаловажное значение имеет стиль ведения занятия преподавателем. От него требуется чуткое, внимательное, доброжелательное отношение к занимающимся, высокое профессиональное мастерство, умение привить интерес к регулярным занятиям физкультурой. Любой срыв, грубость или просто бестактность преподавателя оказывают негативное воздействие, создают нервно-психологическую и физическую перегрузку.

Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры. Два раза в год учащиеся должны выполнять контрольные упражнения, но не нормативы, обозначенные численным значением. Повышение результатов в тех или иных видах упражнения может служить критерием оценки успеваемости. В зависимости от характера заболевания, некоторые учащиеся контрольные упражнения выполняют по выбору.

ТИПИЧНЫЕ  НАРУШЕНИЯ  ДВИГАТЕЛЬНОЙ  СФЕРЫ 

ОБУЧАЮЩИХСЯ  НОЗОЛОГИЧЕСКИХ  ГРУПП 

Характеристика типичных нарушений у инвалидов разных нозологических групп

Нарушения зрения

Нарушение пространственных образов, самоконтроля и саморегуляции, координации и точности движений.

Нарушение осанки, плоскостопие, слабость дыхательной мускулатуры.

Неврозы, болезни органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, обмена веществ.

Минимальная мозговая дисфункция, снижение слуха.

Быстрая утомляемость.

Нарушения слуха

Нарушение функций вестибулярного аппарата.

Задержка моторного и психического развития.

Нарушение речи, памяти, внимания, мышления, общения.

Нарушения равновесия, ритмичности, точности движений, реагирующей способности, пространственно-временной ориентации.

Дисгармоничность физического развития, нарушение осанки.

Заболевания дыхательной системы, вегетативно-соматические расстройства.

Нарушения интеллекта

Нарушение познавательной деятельности.

Снижение силы и подвижности нервных процессов.

Нарушения высших психических функций, аналитико-синтетической деятельности ЦНС.

Дисплазия, нарушение окостенения, осанки, деформации стопы, позвоночника.

Дисгармоничность физического развития, нарушение координации движений.

Врожденные пороки сердца, заболевания внутренних органов, эндокринные нарушения.

Сенсорные отклонения.

Поражение опорно-двигательного аппарата

Церебральное:

Нарушение опороспособности, равновесия, вертикальной позы, ориентировки в пространстве координации микро- и макромоторики.

Остеохондроз, мышечная гипотрофия, остеопороз, контрактуры.

Дисгармоничность физического развития.

Нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, заболевания внутренних органов.

Нарушения зрения, слуха, интеллекта.

Низкая работоспособность. 

Спинальное:

Полная или частичная утрата движений, чувствительности.

Расстройство функций тазовых органов.

Нарушение вегетативных функций, пролежни.

Остеопороз.

При высоком (шейном) поражении — нарушение дыхания, ортостатические нарушения.

При вялом параличе — атрофия мышц.

При спастическом — тугоподвижность суставов, контрактуры, спастичность.

Ампутационное:

Нарушение опороспособности и ходьбы (при ампутации нижних конечностей), координации движений, осанки, вертикальной позы.

Уменьшение массы тела, сосудистого русла.

Нарушение регуляторных механизмов, дегенеративные изменения нервно-мышечной и костной ткани, контрактуры.

Нарушения кровообращения, дыхания, пищеварения, обменных процессов, ожирение.

Снижение общей работоспособности.

Фантомные боли. 

Для того чтобы строить педагогический процесс, определять принципы и дидактические линии образовательной деятельности, необходимо знать состояние здоровья, физические, психические, личностные особенности людей данной категории, так как характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием любого процесса образования.

Категория этих людей чрезвычайно разнообразна: по нозологии (поражение зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и др., а также сочетанные формы); по возрасту (от рождения до старости), по степени тяжести и структуре дефекта, времени его возникновения (при рождении или в течение жизни), по причинам и характеру протекания заболевания, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций, по социальному статусу и другим признакам.

Любая патология, которая привела человека к инвалидности, сопровождается его малоподвижностью как вынужденной формой поведения и приводит к гиподинамии, которая в свою очередь влечет за собой ряд негативных последствий: нарушение социальных связей и условий самореализации, потерю экономической и бытовой независимости, что вызывает стойкий эмоциональный стресс.  Внезапная инвалидность в зрелом возрасте часто сопровождается комплексами психической неполноценности.

Аномальное развитие ребенка всегда сопровождается ухудшением моторных функций, вторичными нарушениями в двигательной и психической сферах. От своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовленности такие дети отстают на 1—3 года и больше.