РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Современная концепция образования и воспитания  в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности.

        В настоящее время назрела необходимость смены приоритетов в сторону создания возможности для самореализации и развития творческой индивидуальности личности. Это в полной мере может быть отнесено к детям с ограниченными возможностями здоровья. Говоря о развитии творческой одаренности у детей с ОВЗ, необходимо уточнить базовые понятия: творчество, способности, одаренность. «Творчество является уделом всех, ... оно является нормальным и постоянным спутником детского развития» (В.В. Давыдов). Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей . Способности человека - продукт общественного развития. Под способностями понимаются такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. Способности - не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне различных видов деятельности.

Говоря в целом о творческом развитии подростков с ОВЗ, необходимо выделить факторы, влияющие на творческое развитие. К ним относят ориентацию подростка с ОВЗ на творческие решения, снятие преград в проявлении инициативы, поощрения разумных творческих черт своей личности и внимания ко всем свойствам окружающей среды. 

      Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у подростка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для подростка с ОВЗ.

Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение подростка с ОВЗ легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью.

Подростки с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность подростка с ОВЗ зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена. Ему необходимы танцы, зарядка, лыжные походы, пешие прогулки и другие виды физических нагрузок, именно они поднимают общий уровень активности ребенка, оказывающие положительное влияние на тонус организма, стимулирующие творческую активность .

          Говоря о развитии творческих способностей, необходимо уточнить определение творческих способностей подростков с ОВЗ.

Три признака, по мнению М.Б. Теплова, заключаются в понятии «способность». 

Во-первых, под способностями подразумеваются 
индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение 
к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

          Таким образом, подросток с ограниченными возможностями, участвуя в творческой деятельности, проходит путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.